Ветераны 28-й армии

Ветераны 28-й армии вспоминают:

Бывшие рубежи южного участка Сталин­градского фронта – калмыцкие степи, обороняемые  воинами 28-й Армии в грозном 1942г.

…Гитлеровцы с каждым днем все сильнее сжимали кольцо вокруг Сталинграда. И чтобы усугубить, положение защитников города на Волге, вражеские полчища двинули в обход через Калмыкию, чтобы перерезать Волгу и железно­дорожную ветку Сталинград-Са­ратов-Астрахань, питающую фронт всем необходимым, и выйти к бакинской нефти. На пути фашистов в степи стали воины 28-й Армии, в состав которой входила и 34-я гв. стрелковая дивизия.

В августе огненного 1942г. в это подразделение влились и мы, в основном 18-летние юноши, вче­рашние школьники из Михайловско­го района.

В ночь на 7 ноября, в 25-ю годовщину Октябрьской революции сделав марш-бросок по степи почти без воды и горячей пищи в сотню километров, мы завязали бой. Не выдержав натиска наших частей, гитлеровцы начали отступать к се­лу Яшкуль за укрепленные рубежи.

Некоторые наши земля­ки повторили подвиг Матросова и Гастелло. В бою штурмовик млд. лейтенанта Дмитрия Березина, который был родом из х.Большого, получил тяжелое повреждение, и тогда летчик передал по радио своё решение: «Спасти машину не­возможно. Обрушиваю её на вра­га. Прощайте, друзья! Вспоминайте иногда о нас!» Штурмовик ринул­ся вниз, на пехоту и танки гитле­ровцев. До самой земли строчил пулемет его стрелка сержанта Сергея Субботина из хутора Буянова.

Гвардии сержант Пётр Сергеев из х.Большого своим телом засло­нил амбразуру крупнокалиберного пулемета у села Олинг, что рядом с Яшкулем. Ценой жизни он дал возможность малой кровью атаковать фашистов и продвинуться ближе к цели.

Гвардии рядовой Федор Быкадоров из х.Большого с группой сапё­ров совершил дерзкую вылазку в расположение противника. Сде­лав проходы для танков в минных полях, смельчаки вернулись назад. А когда начался штурм Яшкуля, сапёры повели по проходам танки. Быкадоров вел командирский — головной. По другим танкам расположились другие земляки — Петр Летников и Иван Железкин из х.Мо­хового, Иван Подлобошников и Ни­колай Осадчий из с.Сидоры, Иван Шатеев и Василий Масленков из х.Большого, Юрий Соломенцев и Ни­колай Клочков из Себрово и другие…

Недалеко от немецких траншей водитель головного танка в дыму сражения потерял из виду условные знаки — заломленные кустики бурьяна. Машина остановилась, остановилась и колонна. Гитлеровцы сосредоточили на них бешеный огонь. Тогда из башни командир­ского танка выпрыгнул человек. Это был Быкадоров. Сделав знак рукой «за мной», он побежал на­встречу свинцовому ливню, показы­вая путь. Ведомые храбрым юно­шей стальные машины пошли впе­рёд, а за ним и мы, пехотинцы. Пули сразили Федю. Но танки шли…

После взятия Яшкуля мы устре­мились на Элисту, перед нами стояла высота Царан Могила. Тогда она называлась на военной карте «Высота 216». С нее далеко окрест видны другие высоты, села и столи­ца Калмыкии—Элиста. Она была господствующей в системе обороны фашистов, превративших её в кре­пость. Каждый метр давался дорогой ценой. 6 км прошла вторая рота 1-го батальона 107-го полка от Яшкуля до Царан Могилы. И после штурма высоты нас осталось 6 человек. Погибли смертью храбрыхмихай­ловские ребята: Иван Шатеев, Васи­лий Масленков, Илья Девкин, Фё­дор Щербаков, Владимир Лисин и другие.

_________________________________________________________________________________________________________

Если Вы что-то знаете о герое этой истории, если у Вас сохранились фотографии и другие предметы, связанные с этим человеком, поделитесь информацией с сотрудниками МБУК «Михайловский краеведческий музей», помогите нам сохранить историю Победы.