Патока Федор Алексеевич

Вспоминает Патока Федор Алексеевич:

Наш самоходный пантонно-мостовой батальон — резерв Главного командования прибыл в Сталинград в первых числах июня 1942г. в распоряже­ние Сталинградского комитета обороны.

Перед частью была постав­лена боевая задача – немедлен­но организовать центральную паромную переправу через Вол­гу и начать эвакуацию из Ста­линграда на левый берег Волги детей и женщин, госпиталя и другого государственного имущества, а из-за Волги перевозить военную технику, имущество и войска.

Паромы работали с полной нагрузкой круглые сутки. Фронт требовал подкрепления, враг находился на подступах  к городу.

23  августа  Сталинград  под­вергся   ожесточенной   бомбарди­ровке с воздуха, в которой  участвовало   2 000   вражеских  стервятников.  В  городе   горело всё: земля и камни, вода и люди, металл и трава.  В  этих необычайно  тяжелых  условиях   наши пантонеры  несли  боевую вахту. Успешно действовали паромы под командованием ст.сержанта Сабира Мухаметдинова, сержантов Алексея Акимочкина и Василия Нечкина. Все трое проявили примеры личного героизма.

За успешное выполнение за­дания командования, боевые подвиги и личный героизм 17 пантонеров «Огненной перепра­вы» через Волгу отмечались боевыми орденами и медалями. В числе награжденных были и 3 друга: С.Мухаметдинов, А.Акимочкин и В.Нечкин. Это первые награды, полученные солдатами, сержантами и офи­церами нашей части.

Обстановка усложня­лась. После ожесточенных боев гитлеровцы прорвались к внеш­нему обводу обороны города и севернее его вышли к Волге.

13 сентября 1942г. начались бои в центральной части города, в районе станции Сталинград-1. Под артиллерийско-минометным огнём и ударами вражеской авиации пантонеры про­должали водить паромы через Волгу и бесперебойно доставля­ли подкрепления войскам, обо­ронявшим Сталинград.

Все труднее и сложнее стано­вилось водить паромы через Волгу днём. Враг, находясь в центре города и на Мамаевом кургане, видел нашу переправу как на ладони и держал её под прицельным огнём артиллерии и минометов. Во избежание крупных потерь личного соста­ва и паромов было приказано все работы по переправке войск и  техники   производить   ночью.

Нашей части выпала большая честь переправлять на правый берег Волги знаменитую 13-ю гв. дивизию под командованием  А.И. Родимцева. За две ночи 15 и 16 сентября 1942г. дивизия была переправле­на и прямо с ходу вступила в бой.

В эти дни напряженно рабо­тали все паромы. Надо было пе­реправить  не только  войска, но и перевезти массу грузов: тан­ки, артиллерию, боеприпасы, продукты, кухни.

Противник чувствовал, что пе­реправа работает и старался на­рушить её ритм, вёл артиллерийско-минометный огонь, бом­бил с воздуха.

В этом кромешном аду не­сколько паромов получили про­боины, теряли ход, становились мишенью для врага. А мы не терялись. С большой выдерж­кой и чувством ответственнос­ти за порученное дело продол­жали перевозить войска и тех­нику  в   Сталинград.

В этой сложной и тяжелой операции вновь отличились Алексей Акимочкин, Василий Неч­кин, Сабир Мухаметдинов и много других солдат и коман­диров.

Около четырех часов утра 16 сентября, совершая очередной рейс, от разорвавшегося снаря­да получил несколько пробоин катер. Вода стала поступать в отсеки и машинное отделение. Паром начал терять скорость и крениться на одну сторону. Осколком был ранен сержант Василий Нечкин. В этой слож­ной обстановке под огнём про­тивника Василий со своей коман­дой старался заделать пробои­ны и довести паром до цели. За несколько метров до мёртвого пространства второй снаряд по­падает прямо в паром. Судно затонуло, а вместе с ним и на­ши  герои.

…За период боёв бойцы и ко­мандиры нашей части испыта­ли много радости и немало го­ря. Погибли боевые друзья. Но мы продолжали с честью вы­полнять поставленные задачи — бесперебойно снабжали всем необходимым воинов, оборонявших город на Волге.

Многие наши солдаты, сержан­ты и офицеры получили прави­тельственные награды. А на знамени части засверкал орден Александра   Невского.

После Сталинградской битвы наша часть участвовала во мно­гих операциях по перевозке войск и техники через реки: Дон, Днепр, Южный Буг, Днестр, Березина, Десна, Дви­на, Висла, Одер, Шпрея, Эль­ба…

_________________________________________________________________________________________________________

Если Вы что-то знаете о герое этой истории, если у Вас сохранились фотографии и другие предметы, связанные с этим человеком, поделитесь информацией с сотрудниками МБУК «Михайловский краеведческий музей», помогите нам сохранить историю Победы.