День народного единства: Донские казаки в борьбе с польской интервенцией

Много тяжелых испытаний выпало на долю нашей Родины. Но всякий раз перед лицом общей беды многонациональный наш народ умел проявить подлинное единство. Именно поэтому, наверное, и ноябрьский праздник, который страна будет отмечать уже завтра, назван в честь этого свойства нашего менталитета – в минуту беды и опасности проявить единство во имя спасения Отечества.
Одна из темных страниц в истории России – смута 1598 – 1613 гг. Из-за сложнейшего политического и социально-экономического кризиса на рубеже веков возникли предпосылки для смуты. И если первый и второй периоды смуты были ознаменованы борьбой за власть разных политических сил и разрозненности среди людей, то завершающий период дал толчок объединению самых разных людей перед лицом общей беды – польской интервенции. В спасении нуждались не воющие друг против друга цари, а православная Русь. Тяжелые испытания, выпавшие на долю Отечества, породили сильных духом людей, и спустя четыре столетия мы помним имена нижегородского купца Кузьмы Минина, собравшего пожертвования на устройство сильной рати и искусного воеводы князя Дмитрия Пожарского, возглавившего ополчение. А сколько еще безымянных героев вышло в тяжелый час на защиту Родины! Среди них были и донские казаки.
22 августа 1612 года под Москвой поляки бились с войском Пожарского больше 7 часов. Польские конные латники начали одерживать верх над мужицкой конницей Пожарского. Неожиданно на помощь подошли донские казаки атаманов Межакова, Коломны, Романова и Козлова, бывшие под началом Трубецкого. Видя, что Трубецкой не спешит отдавать приказ в атаку, выжидая своей выгоды, Межаков скомандовал: «На коней!» и казаки двинулись лавой на польские войска. Поляки, не выдержав натиска казаков, дрогнули и побежали. После этого боя донские казаки с атаманом Межаковым заняли видное место в войске Пожарского – ведь они были настоящим, обученным, дисциплинированным войском, в отличие от основной массы ополчения – и отличились во многих боях.
22 октября, во время осады Москвы, донцы взяли приступом Китай-город. Тогда же, 22 октября 1612 года, последние остатки польского войска, запершиеся в Кремле и доведенные голодом до отчаяния, сдались.
Когда архимандрит Дионисий хотел наградить казаков, они отказались от богатых подарков, сказав, что поклялись не взявши Москвы не возвращаться на Дон – и исполнили клятву.
Король Сигизмунд, спешивший с войском к Москве, был разбит войсками Пожарского и казаков под предводительством атаманов Маркова и Епанчина, пришедших с Дона и бежал до самой границы.
С тех пор повелась в народе пословица – «пришли казаки с Дону – погнали ляхов к дому». Хоть невелики донцы были числом, но там, где они появлялись – заражали всех своим мужеством, знанием военного дела и преданностью Родине и вере православной.
Пусть не столь памятно имя атамана Межакова для россиян, как имена Минина и Пожарского, но оно достойно стоять в одном ряду со спасителями России. И, хоть и привычны донцы к жизни своим особым укладом, еще не раз впоследствии они проявят единство с народом России перед лицом многочисленных испытаний, выпадающих на долю Отечества.

Источник:
Краснов, П. Н. Картины былого тихого Дона : краткий очерк истории Войска Донского для чтения в семье, школе и войсковых частях [Текст] / П. Н. Краснов. — 1-е изд. — СПб. : т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. — 522 с.