В том кургане похоронена война…

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна…

В.  Боков

Высота «102», главная высота России, Мамаев курган… Каждый житель нашей Родины, слыша эти слова, представляет себе одну и ту же картину – памятник-ансамбль в Волгограде и его главный символ – одну из самых высоких статуй мира – «Родина-мать зовет!».

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» («Мамаев курган») 15 октября 2017г. отмечает 50-летний  юбилей. Авторы ансамбля – скульптор Вучетич Е.В. и архитектор Белопольский Б.Я. Работа по его созданию продолжалась с января 1961г. по май 1967г. Памятник-ансамбль был выполнен в бето­не, этот суровый материал передаёт суровый характер борьбы и подвига советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость Родины.

[table “3” not found /]

15 октября 1967г. состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию памятника-ансамбля. О нем узнала вся страна. Милли­оны людей, прильнув к экранам телевизоров, стали свидетеля­ми торжественного открытия па­мятника-ансамбля Героям Ста­линградской битвы.

На открытие прибыли Генеральный Секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И., председатель Совета Министров СССР Косыгин А.Н., председатель Президиума Верховного Совета Подгорный Н.В., военачальники, участники Сталинградской битвы, представители Городов-героев. На площади Павших борцов, где у братских могил горит вечный огонь, участ­ник Сталинградской битвы, Дважды Герой Советского Со­юза B.C. Ефремов зажег факел и доставил его на Мамаев Кур­ган. Рядом с прославленным летчиком телезрители увидели прославленного командира гар­низона Дома Павлова – И.Ф. Афа­насьева и участника трех войн донского казака К.И. Недорубова – нашего земляка – чью грудь украшали не только Гео­ргиевские Кресты, но и Золотая Звезда, 2 ордена Ленина, ор­ден Красного Знамени, многочисленные медали.

Торжественный кортеж, открытие Мамаева кургана, 1967
15 октября 1967г., торжественный кортеж. Факел несет дважды герой Советского союза — Ефремов В.С., позади него слева — Недорубов К.И. , справа — Афанасьев И.Ф.

Вводная композиция (горельеф) на проспекте им. В.И. Ленина рассказывает о благодарности потомков, которые, низко склонив головы, с венками, знаменами идут почтить память погибших.

Аллея пирамидальных тополей. Площадь «Стоять насмерть». Позади Волга. Слева и справа пирами­дальные тополя – впереди фигура Воина-богатыря, словно выросшего из земли, —обобщенный образ советского народа. На бетонной глыбе читаем: «Стоять насмерть», «Ни шагу назад», «Каждый дом — это крепость».

Стены-руины— своеобразная каменная книга воспоминаний. Левая стена рассказывает о клятве воинов: «За Волгой для нас земли нет!» в момент переправы и дальнейших боёв за город. Эта тема солдатской клятвы и верности проходит через все изображения стены. Правая стена рассказывает о выполнении клятвы: на ней запечатлены  отдельные эпизоды обороны города – подвиг Михаила Паникахи, эпизоды борьбы на улицах города и обороны Дома Павлова. Верхняя часть правой стены также рассказывает о работе женщин и подростков в тылу, отдававших всё для фронта, всё для победы.

Выше стен раскинулась Площадь Героев. В центре – огромный водяной партер в окружении 6 скульптурных композиций, рассказывающих о мужестве и отваге героев Сталинграда. Первая – «Выстояв, мы победили смерть». Два солдата до последнего вздоха защищают позицию. О роли женщин рассказывает вторая скульптурная группа. Только в Сталинградской битве участвовали тысячи девушек: зенитчиц, связисток, летчиц, но чаще всего — медсестры,  санитарки  и  врачи. Третья – о славных моряках, четвёртая – о командирах, не покидающих позиций несмотря ни на что, пятая – о знаменосцах. Замыкает скульптурную группу символическая компози­ция — 2  воина уничтожают фашистскую гадину и разламывают свастику.

Слева от воды стеной стало полотнище знамени. На нем как бы продолжается диалог живых и мертвых: «Железный ве­тер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку,   смертны ли они?»

Ответ дан в Зале Воинской Славы: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной матерью-Родиной». Зал славы — большое круглое здание. Нависающие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Здесь высечены фамилии погибших на сталинградской земле.

Перед залом Воинской славы — Площадь Скорби. В скорбной тишине склонилась женщина-мать над те­лом погибшего сына, в облике которого каждая мать увидит памятник своему сыну, не вернувшемуся домой. Справа Монументальный рельеф – эпизоды наступления и встречи двух армий.

Выше площади Скорби, у подножия главного монумен­та, — святая святых  —    братские могилы, где похоронены известные и неизвестные защитники города.

Венчает Памятник-ансамбль скульптура «Родина-мать зовёт!». Высоко подняв меч, она призывает к борьбе. Победа на Волге — это не окончательная победа над фашизмом, впе­реди еще предстояли тяжелые годы войны.

Скульптура Родины-матери подня­лась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города. Монумент является центральной частью триптиха  «Тыл — фронту» (скульптор Л.Н. Головницкий, высота 15м) в Магнитогорске и «Воин-освободитель» (скульптор Е.В. Вучетич, высота 12 м) в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Мало кто сегодня сможет представить, сколько мужества и сил нужно было иметь  нашим воинам на этой высоте,  чтобы не сдаться, не отступить и защитить ее.

Мамаев курган после окончания боёв

С 13 сентября 1942г. по 26 января 1943г. бои за высоту «102» не прекращались ни на час. Они шли 135 дней и ночей, но к Волге в этом районе враг так и не сумел прорваться, хотя вершина кургана неоднократно переходила из рук в руки. На отдельных участках немцы могли продвинуться вперед, только если ни одного защитника не оставалось в живых. Сейчас очень сложно вообразить себе как это – стоять насмерть.

#Мамаевкурган50 #главнаявысотаРоссии50

Литература:

1.Мамаев курган. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во,1966

2.Мамаев курган, под ред. Б.С. Смагоринского.  Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во,1968

3.Мамаев курган: Альбом.- Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во,1979