Рвачев Петр Федорович

 

Из семейства Фёдора Филиппови­ча Рвачева, проживало оно в х.Демочкине, воевать с немца­ми ушли хозяин дома и 3 сына. Не вернулись отец и один из сыно­вей — Степан.

18-летний Пётр приобщался к де­лам военным в Астрахани в  159-й отдельной стр.  бри­гаде. Солдатскую службу с ним тут же начинали Павел Дронов, Иван Гу­ров, Иван Балибардин.

Фронтовое крещение рядовой Рвачев получил в Калмыкии. И тут его судьба изменилась: направили в г.Уральск на 3-месячные офи­церские курсы. Взводным с 40 пехотинцами отражал потом наступ­ление немцев на реке Миус. От взвода осталось 13 бойцов, командира же смерть обошла.

Потом двигались на Донбасс. В одной из стычек с противником Пётр не уберегся от немецкой гранаты. Осколком изрешетило руки, плечо. Очнулся под прицелом не­мецкого автоматчика.

Начались дни и ночи плена. В Запорожье, Николаеве, а потом и в польском г.Холм (Хелм). В бывших подземных овощехранили­щах содержались по 3-4 сот­ни лагерников, как военных, так и гражданских. Петру удалось при­биться к цивильным, плащ, пода­ренный полькой, дал такую воз­можность. Попал в люблинский ла­герь перемещенных лиц.

Однако не повезло: спецы комен­датуры выявили, что офицер, и от­правили в Майданек, где печи из­вергали черный дым сожженных людей. В основном уничтожали евреев, а русских заставляли про­палывать картофельные и свеколь­ные плантации. Нередко на них по­падались обгоревшие человеческие кости.

Тут-то и пришло освобождение, в котором определенную роль сыг­рал И.К. Балибардин — бывший сослуживец. Плен, как известно, не приветствовался. Тре­бовалось разобраться компетентным органам, как и почему угодил к про­тивнику. Такое и выяснялось в 24-м спецлагере НКВД в Горловке.

Вывод контрразведчиков: опреде­лить в 19-й отдельный штурмовой батальон автоматчиком.

По заявлению Петра Фёдоровича, в этом подразделении оказалась 1 000 бывших офицеров, не про­шедших судебную процедуру, и по­тому не квалифицировавшихся как штрафники.

С автоматом ППШ в руках Пётр сражался с немцами в Восточной Пруссии. Командование особо не беспокоилось о сохранении жизни «штурмовиков», не раз посылаю на неразминированные участки. В де­кабре 1944г.  от роты в живых осталась пятая часть.

Петру повезло, во взводе их вы­жило четверо, откомандировали в офицерский резерв. 3-месячные фронтовые испытания «штурмови­ка» вернули звездочки на погоны с одним просветом. Даже повысили в должности до комроты после кур­сов в Бобруйске.

Послевоенная трудовая жизнь П.Ф.Рвачева в основном прошла в коллективе Себряковского элевато­ра и местного мельзавода. Здесь он занимал инженерные должности до ухода на пенсию. 40 лет отдано труду, при этом 3 года во фрон­товых условиях.

В итоге – орден Отечественной войны, более десятка медалей и вто­рая группа инвалидности.

_________________________________________________________________________________________________________

Если Вы что-то знаете о герое этой истории, если у Вас сохранились фотографии и другие предметы, связанные с этим человеком, поделитесь информацией с сотрудниками МБУК «Михайловский краеведческий музей», помогите нам сохранить историю Победы.