К 80-летию начала Сталинградской битвы

17 июля 2022 года исполняется 80 лет со дня начала Сталинградской битвы. Одна из крупнейших битв в мировой истории, она стала поворотным пунктом Великой Отечественной войны, ознаменовав начало решительного разгрома гитлеровской армии, положив начало освобождению территории нашей страны от безжалостного захватчика.

За время битвы на Волге вражеские лётчики совершили на железные дороги Сталинградского направления около 60 тыс. налётов и сбросили более 90 тыс. бомб, но парализовать работу транспорта им не удалось. Были разрушены 737 км главных путей, 500 км станционных путей, 340 искусственных сооружений, здания вокзалов, депо, жилые дома. Железные дороги выдерживали огромную нагрузку: с июля 1941 года по 1 января 1943 года героическим защитникам волжской твердыни было доставлено 3269 оперативных и 1056 снабженческих эшелонов, всего 202 377 вагонов.

На правом берегу Волги действовала тогда единственная железная дорога Поворино – Сталинград. Непрерывное движение поездов к фронту от станции Себряково обеспечивал 15-й железнодорожный батальон. Через станцию Себряково шли основные грузы для Сталинградского фронта, поэтому фашистская авиация в 1942 – 1943 гг. обрушила бомбовые удары на небольшие станции в Михайловке, Арчеде, Иловле, Качалино и на перегонах  между ними.

Дубинин Н. М.

Из воспоминаний Дубинина Николая Михайловича, первого секретаря Михайловского райкома ВКП (б):

«11 июля 1942г.  Группа немецких самолетов пролетела над поселком, и один из них сбросил 5 бомб в районе кладбища. Есть жертвы мирного населения…

23 июля произведен первый крупный налет вражеской авиации. Станция Себряково разбита, крупные пожары на ж/д складах, горят составы с боеприпасами. Выведены составы с людьми и грузом за станцию. Спасли несколько цистерн с горючим. Большие жертвы людей от неожиданности. Пострадал частично  консервный завод, разрушена главная контора, убито 5 человек, основные цеха целы, завод работать может…

24 июля самолеты бомбили в районе станции и элеватора, а также поселок вдоль улиц, в домах выбиты все стекла. К сожалению, началась паника среди населения. Многие стремятся выехать.

25 июля разгружаются грузы на ж/д, раненых увезли в больницу, мертвых – на кладбище. Нужны зенитки.

28 июля враг решил жечь и бомбить мирное население. Михайловка в огне. Особенно большие пожары на консервном заводе. На складах много готовой продукции. Люди работают только ночью. На заводе много ценного, нужно усилить охрану и как можно скорее демонтировать уцелевшее оборудование.

Кривенко Иван Гаврилович

Из воспоминаний Кривенко Ивана Гавриловича:

«22 июля 1942г. вражеские самолеты разбомбили Гуровский разъезд. На первом пути стоял состав с горючим, на втором – с боеприпасами, на третьем – бронепоезд. И стали разрываться снаряды. Все было окутано черным дымом. Пламя, казалось, доставало до самого неба. И тогда отец и еще четверо железнодорожников бросились к горящему составу и стали отцеплять вагоны.  Четырнадцать вагонов с боеприпасами было спасено».

 Позже, на фронте, Иван не раз вспоминал этот случай: ведь там, на станции, он был безоружным и ничем не мог ответить  фашистам. Теперь же, с февраля 1943 г., он мстил с оружием в руках. В то время ему едва исполнилось 20 лет, а он после военно-пехотного училища, уже командовал ротой автоматчиков 11-й гв. воздушно-десантной бригады. Сколько огня и смерти повидал  на своем боевом пути Иван Кривенко, хотя воевать пришлось в конце войны. Участвовал в боях за освобождение Венгрии, Австрии.

Много дней и ночей, полных смертельной опасности, переживали железнодорожники, восстанавливая железную дорогу на станции Себряково. А самым счастливым днем стал тот, когда эшелоны с живой силой и техникой пошли   на запад. За годы войны через станцию прошло более 500 тысяч вагонов. 12 работников  станции погибли на своих рабочих местах. За проявленное за время войны мужество и героизм многие железнодорожники станции награждены орденами и медалями.