И день возмездия настал…

19 ноября ежегодно мы вспоминаем славные страницы отечественной военной истории. В эти дни в 1942 году состоялось мощное наступление Донского, Юго-Западного и Сталинградского фронтов в районе города Сталинград. 19 ноября стал Днем ракетных войск и артиллерии: под гром тысяч орудий и гвардейских минометов Красная армия начинала переломную операцию Великой Отечественной, операцию «Уран».

Сегодня мы делимся воспоминаниями нашего земляка, участника тех событий, Ермакова Николая Семеновича.

В 1940г., 17-летним парнишкой, Николай приехал в Сталинград. Поступил в ФЗО при заводе «Баррикады» и через полгода с аттестатом электрогазосварщика уже трудился в мехмастерских на «Красном». Там его и застала война, с первых дней которой взрослые наставники на заводе объясняли в короткие минуты обеденного перерыва, важность выпускаемой продукции для Красной Армии, куда и зачем она идет, о потребностях фронта.

 «…Когда враг приближался к городу, мы работали день и ночь. Спали в цехах, ели на ходу. Еще не окрепшие, малоквалифицированные вчерашние ученики ФЗО, мы трудились наравне со старшими, прислушиваясь к их советам и наставлениям.  С приближением фронта начал проходить подготовку к владению оружием и стрельбе…».

23 августа 1942г. немецкая авиация подвергла массированному налету г. Сталинград. Город горел, рушились дома, крошился камень. Вместе со своим наставником Николай вступил в отряд народного ополчения, подавал снаряды к 45-мм пушкам. Затем был призван в ряды Красной Армии.

«…Фашистам надо мстить, их нужно бить. Эту солдатскую истину мы чувствовали всем сердцем. 19 ноября 1942 года мы перешли в решительное наступление. Тысячи артиллерийских орудий, минометов, реактивных установок обрушили смертельный металл на головы немцев. Ничто не могло противостоять огневой мощи наших артиллеристов. В артиллерийском огне, в снежной морозной пучине гибли отъявленные немецкие вояки, замирали их бронированные машины в снежных волжских степях. Гитлеровцы на себе испытали огненный артиллерийский вал, отчего дрогнули и побежали…

… Наша 422-я стрелковая дивизия под командованием И.К. Морозова и 498-й гаубичный артполк резерва Главного командования сходу освободили село Ивановка, еще несколько населенных пунктов и завязали бои за станцию Воропоново. Немцы пытались прорваться из котла через Мокрую Балку. Такое было скопление техники: бронетранспортеров,  танков, автомашин в предутренней мгле, что нам  казалось, что на нас двигается город…  Но как только вся эта армада подошла к обрыву балки, гаубицы нашего полка открыли огонь прямой наводкой по противнику… Немцы устоять против нашей силы не смогли. Овладев станцией, соединение, в котором сражался, вышло в район Дар-горы и станции Сталинград-2. С высокого берега Царицы били по врагу прямой наводкой. Наблюдательный пункт располагался на колокольне маленькой церквушки. С нее корректировали огонь батарей по левому берегу Царицы, там засели фрицы. Выкуривали их из бывшего здания тюрьмы и разрушенного винзавода. Артполк открыл беглый уничтожающий огонь. Фашистам ничего не оставалось, как бросать оружие и группами сдаваться в плен…».

 

От Сталинграда боевой путь Ермакова Николая лежал на запад: бои за Украину, форсирование Днепра, Корсунь-Шевченковский котел, освобождение городов Европы и взятие Берлина. Вернулся домой с почестями и наградами. Был награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг».