Из истории рода Себряковых. Награды М.С. Себрякова

Эфес сабли М.С. Себрякова
     В последней четверти XVIII века, с 1788 года казачьи командиры, имевшие офицерские чины, наряду с офицерами регулярной армии удостаивались в числе прочих наград Золотого оружия «За храбрость». Сохранился такой эпизод Из истории рода Себряковых.
    Еще раньше казачьей верхушке, имевшей бригадирские и генеральские чины, изредка вручалось оружие, украшенное бриллиантами. Жаловалось оно и во время ежегодных приездов в столицу казачьих станиц делегаций для проверки верности войска императору или императрице и выдачи казачеству снаряжения и боеприпасов. Все члены станицы в знак признания их службы награждались при отъезде делегации ковшами, саблями и особым денежным жалованьем. Причем размеры этих наград строго регламентировались. На протяжении 1730-1760 гг. сабля старшины должна была стоить 30 рублей, есаула — 15, рядового казака — 7 рублей 50 копеек. Обычно выдавалась равноценная сумма. И на выданных саблях, и на купленных  помещалась обстоятельная надпись, рассказывающая, кто, когда и где был пожалован саблей,что награда выдана от имени императора или императрицы.
         В 1925г. в ГИМ поступила жалованная сабля Михаила Сидоровича Себрякова. На богато украшенном клинке золотом выбито: «Б. м. Мы Екатерина II и. с. В. и п. п. п. пожаловали сею саблею нашего Войска Донского от армии господина полковника Михаила Сидорова сына Себрякова за его отлично храбрую и верную службу в Санкт-Петербурге 1773 года марта дня…».
          Михаил Сидорович вместе с отцом участвовал в Семилетней войне (1756-1763 гг.) . 19 июля 1957г. отличился в бою полк Себрякова при сражении с Фридрихом I у деревни Грос-Эгерсдорф в первом часу ночи король писал: «Русского солдата мало убить – его еще нужно и повалить», подчеркивая упорство русского характера. 27 сентября 1760г. казаки оказались в первых рядах в Берлине. Ими были захвачены одежда прусского короля – мундир синего сукна с красными обшлагами с серебряным аксельбантом, звездою черного орла, пара перчаток и его личное белье. За что был произведен в подполковники, и, одновременно, император Петр III за отцовские и его личные заслуги пожаловал ему свыше 40 тыс. десятин земли из юрта Кобылянского. Окружность юрта составляла 102 версты казачьих земель, площадь – 524 кв.версты. Через год на его землях уже поселились 137 крестьян – выходцев из Великороссии и Украины. 
         Далее указом от 8 мая 1763 г. ему было разрешено иметь при себе личную команду в 6 человек. В связи с тем, что Войсковое Правление попыталось оспорить Императорский Указ от 24.05.1762г., 15 декабря 1763 года последовал Именной Указ Императрицы Екатерины II, подтверждавший пожалование с одновременным наложением штрафа в 10 тысяч рублей на Войсковое Правление за «не должное исполнение Высочайшего Указа». Не сумев оспорить Высочайшую волю, войсковые власти повели настоящую войну за границы Кобылинского юрта. Но посылаемые из Черкесска землемеры или изгонялись людьми М.С. Себрякова, или брались ими под арест. В отместку войсковые отряды разоряли и жгли себряковские хутора.

       Руководя казачьими полками в русско-турецкую войну 1767-1771 гг., он отличился в сражениях у Перекопа, Сиваша и в рейде по Крыму. В 1768г. участвовал в Турецкой компании, командовал 4 полками и отличился в 1771г. при переходе через Сиваш, во время которого захватил с казаками 4 неприятельских бунчука. За эту кампанию получил «золотую именную медалью на шею и 30 червонцами к ней», серебряный ковш с надписью «За свою отлично храбрую и верную службу». Но  в надписи на медали была допущена ошибка: вместо армейского полковника М. Себряков назван Войска Донского полковником. Перепутали его фамилию — вместо Себряков написали Серебряков. Медаль срочно переделали и выдали новую, с надписью: «Армии гдну (господину) полковнику Себрякову в воздаяние за оказанные ее императорскому величеству услуги».
       Из-за болезни возвращается домой в Скуришенскую, становится одним из организаторов поимки разбойничьих шаек, наводнивших в это время Дон: поимка и высылка бродяг, строгий контроль за огневщиками, обязанными следить чтобы злоумышленники не поджигали жилища.
         В 1774г. Михаил Себряков был назначен начальником ополчения Войска Донского против Емельяна Пугачева. Вот тут и начались у него неприятности – большинство строевых казаков продолжали вести сражения с турками, а молодежь и старики никак не желали стать на защиту донских границ от самозваного царя.
       Получив 11 августа известие о стремлении Пугачева от Саратова к Царицину, Михаил Сидорович начал готовить защиту, отправив предписание старшинам. Не все указания были выполнены из-за болезни Себрякова. В 1776г. было учинено следствие о нерадивости М.С. Себрякова, Г. Потемкин прислал в Войсковую Канцелярию предписание «предать Себрякова строжайшему суду. Между тем, как продолжалось следствие, Пугачевский бунт был усмирен, и милосердная императрица Екатерина II, помня прежние заслуги Михаила Сидоровича Себрякова, объявила ему Всемилостивейшее прощение.
       В 1782 году, при возмущении ногайских татар, был призван в строй и назначен командиром 3-й бригады в корпусе генерала Суворова. Особо отличился 10 сентября 1782 года при разбитии силами своей бригады ногайской орды на реке Куго-Ея за Манычем, за что был пожалован золотой медалью на шею и саблей «За отличную храбрость» и при них ковшом.
     В 1783-1786 гг. под началом А. В. Суворова участвовал в трех походах на Кубань, где 24 ноября 1784 года за оказанное отличие пожалован в бригадиры, а через 2 года (1786) второй золотой саблею с надписью «За храбрость» и «Похвальной грамотой».
    В 1786г. Михаил Сидорович был уволен от службы. В похвальной грамоте, данной Себрякову при отставке и подписанной собственноручно императрицей Екатериной Второй, помещены между прочим следующие слова: «В службе находился с 1750 года и во всем так поступал, как честному, верному и послушному офицеру надлежит».
   В 1790 гг. имел М.С. Себряков несколько мельниц на речках Арчеда, Березовая и Тишанка (все притоки реки Медведица).
   К 1810г. владения Себряковых составили 34583 десятины удобной земли, а всего около 41 тысячи десятин, и простерлись вдоль реки Медведицы от станицы Арчединской вверх по течению на 26 верст и на 13 верст поперек. Границы были утверждены указом Правительствующего Сената от 5 июля 1814г. за № 1069, а в 1815 году (уже наследникам Михаила Сидоровича) из Межевой канцелярии были выданы генеральный план и межевая книга на гербовой бумаге. Таким образом, стал самым крупным донским землевладельцем.
      У Михаила Сидоровича было три сына и дочь. Старший из них — Алексей Михайлович, был убит под Измаилом, а второй Василий Михайлович в 1797г. был пожалован чином полковника и имел орден святого Георгия – 4 класса и золотую шейную медаль. Третий сын, Степан Михайлович, службу начал 10 августа 1783г. в чине есаула в полку бригадира Себрякова (своего отца), а 11 сентября 1798 г. вышел в отставку с чином подполковника армии.

При использовании материалов  сайта ссылка обязательна 

© 2017 МБУК «Михайловский краеведческий музей»