Библиотека музея пополнилась новой книгой

   Навеки в историю нашего казачьего края вошли имена многих сынов Тихого Дона. И среди них – имя выдающегося дореволюционного донского писателя, общественного деятеля и педагога Фёдора Дмитриевича Крюкова – незаслуженно забытого в советское время.

    В настоящее время имя Фёдора Дмитриевича Крюкова прочно вошло в русскую литературу. Изданы практически все найденные по дореволюционным журналам и Донским изданиям эпохи Гражданской войны его повести, рассказы, очерки.

     Масштабный проект по наиболее полному изданию произведений Ф. Д. Крюкова, сгруппированных в несколько тематических сборников, осуществляет издательство «АИРО-ХХI». Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с благотворительным Фондом «Сохранение творческого наследия писателя Ф. Д. Крюкова», целями которого является изучение и популяризация творческого наследия писателя, поиск и публикация его произведений, создание и содержание культурного центра – музея, созданного на месте усадьбы семьи Крюковых, на родине писателя в станице Глазуновской Волгоградской области.

     Читая произведения Крюкова, поражаешься широчайшей эрудиции автора, глубокому знанию и пониманию исторических, религиозных и общественно-политических вопросов того времени, которое встаёт перед читателем так, как будто бы он сам в нём живёт.

     В год 150-летия со дня рождения и 100-летия со дня смерти Федора Крюкова достойное место в музейной библиотеке займет ещё одна его книга.

    МБУК «Михайловский краеведческий музей» благодарит музей Ф.Д. Крюкова и лично Попова Александра Максимовича за пополнение библиотечного фонда музея новой книгой – Федор Крюков «Картинки школьной жизни старой России». В сборник вошли произведения, которые так или иначе описывают или затрагивают жизнь гимназии.

     В сентябре 1893 года Фёдор Дмитриевич устроился воспитателем пансиона Орловской мужской гимназии, где позднее стал сверхштатным учителем истории и географии. Дополнительно преподавал историю в Николаевской женской гимназии (1894-1898) и русский язык в Орловском Бахтина кадетском корпусе (1898-1905).

Учительская практика заставила его глубже вглядеться в русскую жизнь, увидеть все её достоинства, недостатки, а, зачастую, ‒ и язвы, которые необходимо было срочно лечить. Всё это нашло отражение в его произведениях, посвящённых русской школе.

     Мысли, чувства, наблюдения необычного педагога-литератора легли в основу удивительных по искренности, яркости повестей: «Картинки школьной жизни», «Новые дни», «Неопалимая купина». Им нет аналогов в литературе о жизни орловских гимназистов. Благодаря Крюкову читатель переносится в гимназические аудитории, присутствует на экзаменах и уроках, становится участником педагогических советов, на которых решаются вопросы исключения гимназистов.

     Орловские педагоги узнавали в картинах из школьной жизни себя. Автор почувствовал, как и герой его очерка «Новые дни» учитель Карев — образ во многом автобиографический, — «косые взгляды, молчаливое озлобление, душный воздух, пропитанный ненавистью и соглядатайством…».

     В рассказах все герои – главные, и все жизненные коллизии воссоздают объемную картину гимназической действительности. Крюков рисует с натуры, опираясь на свой учительский опыт.

     Публикация рассказа «Картинки школьной жизни» о нравах Орловской мужской гимназии вызвала конфликт с коллегами и перевод Крюкова в августе 1905 года в Нижегородское реальное училище.

     «С лета 1905 года я за одно литературное прегрешение был переведен распоряжением попечителя московского округа из орловской гимназии в учителя нижегородского реального училища. Здесь в начале марта 1906 года я получил казенный пакет с печатью глазуновского станичного правления. Сообщалось, что глазуновский станичный сбор, во исполнение Высочайше утвержденного положения о выборах в Государственную Думу, выбрал меня выборщиком в окружное избирательное собрание по Усть-Медведицкому округу области Войска Донского».

     В сборник также входит очерк периода Первой мировой войны – «В глубине. Потеха», где отражены характерные для предвоенного Дона проблемы: внедрение военного воспитания казачат в начальной школе, а также тяжелые экономические последствия военной мобилизации, уменьшение земельных паев, общее оскудение природы.

     Произведения Федора Дмитриевича Крюкова как ценный исторический источник, раскрывающий современному читателю мир дореволюционной России.